"Арахнофобы: Беспредел сквозь вселенные"
Жанр вольных переводов вырос! Многие годы он был ребёночком, а затем подростком - несерьёзным, думающим почти всегда о всякой тупой развлекухе, шутящим о письках, какашках, гомосятине, пересказывающим бородатые и не очень анекдоты разной степени паршивости. И вот он наконец-то возмужал - стал серьёзным, научился размышлять на серьёзные вопросы, а не о трахо-пердельных темах.
"Арахнофобы" Алекса - самое яркое доказательство того, что жанр таки достиг условного совершеннолетия. Ведь это настоящая душераздирающая драма с посылом, заставляющая задуматься о важных темах! Это драма о неравенстве, нетерпимости и отрешённости людей друг от друга. Это проявляется в диком неравноправии между представителями разных рас (читай - людей, отличающихся друг от друга цветом кожи); в вечном конфликте и непонимании отцов и детей, выраженном через постоянные тёрки ГГ с отцом, и так далее. Но даже среди условно "своих" многие люди остаются чужими (во время монолога персонажа Алекса о том, как он на самом деле одинок, как его деяния, якобы "никому не нужны", я плакал!).
Тема зашифрована и в названии произведения. Ведь люди как пауки в паутине боятся и поедают себе подобных, подобравшихся слишком близко к их "паутине" (территории личного пространства).
Герои, которые ощущают себя "не такими, как все", вынуждены скрывать свои лица под масками (то есть прятать свою истинную сущность) от других. Кто-то из них чувствует себя лишним в мире; кто-то - непонятым (это подаётся через иностранную речь одной из героинь, подчёркивая, что никто из окружающих не способен её понять, не смотря на тот факт, что на самом деле она говорит по-русски, как уточняется в итоге в финальных титрах); в третьем окружение и вовсе почти не видит человека (но даже после того, как тот скрыл свою внешность, все остальные продолжают видеть в нём лишь говорящую свинью).
И вот когда такие "чужие", ищущие своё место в мире люди встречаются, вместо того, чтобы сблизиться, попытаться стать друг другу опорой и поддержкой, некоторые из них поначалу пытаются избежать сближения, идя на конфликт с теми, кто мог бы понять их как никто другой. Но даже когда героям-"отщепенцам" наконец удаётся, вроде бы, преодолеть невидимые барьеры, стать друг другу чуть ли не семьёй... они всё равно в конечном итоге в страхе отвергают это и выбирают Одиночество, возвращаясь в свои мирки, оставляя друг друга, предпочтя жизнь, в которой нет места для других, даже таких же, как они. Обречённый мир, лишённый любви, принятия и понимания, в котором жизнь человека не стоит ни гроша (Выкиньте его тело в реку как мусор! Выкиньте!). В фильме это подано через символичный прыжок персонажей в некий портал по-очереди. Разумеется, портал в данном случае является искуссно визуализированной аллегорией.
Дальше всех на этом саморазрушительном пути идёт главный герой, утаскивающий в пучину одиночества вместе с собой и других людей. Это наглядно продемонстрировано в сцене, в которой он завистливо разлучает Халфа с его родными, разбивая, тем самым, счастливую семью. Ведь в мире ГГ нет места идиллии во взаимоотношениях между людьми - только отречение от остальных и боль. И он не позволит близких отношений ни себе, ни другим людям! Из-за его глупого упрямства в результате гибнут родные ему люди - в частности, дядя. И как же обманчива та "псевдо-хэппи-эндовая" сцена, в которой он обнимает отца, якобы сближаясь с ним. Ведь в этот момент ОН ВСЁ ЕЩЕ ОСТАЁТСЯ В МАСКЕ! Нет, он не сблизился с отцом. Он лишь сделал вид (снова нацепил обманчивую маску). Но на деле в душе остался таким же одиноким и отрешённым, что наглядно показано тем, как ГГ практически сразу после объятий покидает отца, уходя в толпу. Именно этого он на самом деле и хочет - стать частью толпы, в которой он не будет отличаться от других, но и не сможет познать счастья быть для кого-то "особенным". Просто незначимая, ничем не выделяющаяся частичка толпы и не более...
И как же здорово, что для воплощения в жизнь такого глубокого произведения режиссёру удалось привлечь одних из лучших актёров современности (да чего уж там - всех времен с момента зарождения жанра)! Все прекрасно справились со своими ролями. Мой внутренний Станиславский на протяжении всего просмотра так и вопил во всё горло: "Верю! Верю! Верю!". Браво актёрам! Всем и каждому. БРАВО!!!
Фильм-предостережение в нашу эпоху всё разрастающегося хикканства. Паутина человеческих взаимоотношений, так или иначе, захватывает каждого в большей или меньшей степени. И как же важно, чтобы в этой паутине мы не становились друг для друга кровожадными пауками! Прислушайтесь к посылу автора как прислушался его альтер-эго (персонаж Алекс), попытавшийся в финале найти того, кто разделит с ним просмотры его же творчества. Прислушайтесь! Прислушайтесь, пока не стало слишком поздно!..
Зелень.